СВЕРДЛОВСКАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КОМИТЕТ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ
1 2 3

Консультационный пункт для потребителей: что делать, если на кассе отбивают продукт не по той цене, что указана на ценнике?

Консультационный пункт для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области» дает ответ на вопрос потребителя и указывает на незаконность действий продавца. В дополнение к этому Комитет общественного контроля дополнительно дает свои практические советы, как конкретно потребитель может защитить свои права.

На сайте Управления Роспотребнадзора по Свердловской области размещена 11.02.2015 г. полезная информация в виде вопросов потребителей и ответов на них, которые предоставляют консультационные центры ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области».

Ниже показан один из вопросов и ответ на него (текст из первоначального источника выделен курсивом).

IV. Вопросы по продаже продовольственных товаров

Вопрос: В магазине, покупая молоко, кассир озвучила стоимость товара в размере 32 рублей. Я сообщила, о том, что в ценнике товара, выставленного в торговом зале, указана сумма 26 рублей, в связи с чем мне должны продать товар по этой цене. Однако сотрудница указала на повышение цен и о том, что они не успели поменять всю информацию о товаре на ценнике. На мои возмущения кассир настаивала на продаже по озвученной цене, говоря, что если это не устраивает, то товар не покупайте. Считаю, что мои права нарушены. Права ли я?

Ответ: В соответствии со ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» продавец обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.

Информация о товаре в обязательном порядке должна содержать цену в рублях и условия приобретения товара.

В соответствии с п.19 Постановления Правительства РФ от 19.01.1998г. N 55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров» продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, сорта (при его наличии), цены за вес или единицу товара, подписи материально ответственного лица или печати организации, даты оформления ценника.

Таким образом, цена является существенным условием договора и определяет выбор потребителя в части приобретения конкретного товара.

В силу ст. 492 ГК РФ договор розничной купли-продажи является публичным договором.

Цена товаров, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, кроме случаев, когда законом допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей (ст. 426 ГК РФ). Условия договора, не соответствующие данному требованию, ничтожны.

Таким образом, продавец не имеет права отказать покупателю в продаже товара по цене, указанной на ценнике.

По мнению Комитета, несмотря на то, что ответ на вопрос был дан в целом правильно, он не является в достаточной мере полным с точки зрения: «Да, продавец не имел права. Но он отказал. И что мне делать в этой ситуации»?

Комитет для подобных ситуаций дает следующие дополнительные практические советы:

  1. Вы как потребитель имеете законное право воспользоваться «Книгой отзывов и предложений», которую продавец обязан вам предоставить по первому вашему требованию. Вы имеете право записать туда свою жалобу (указав ФИО должностных лиц продавца, отказавших вам) и потребовать в этой жалобе от руководства магазина принять необходимые меры, обеспечивающие защиту прав потребителей, а также дать вам ответ в порядке, установленном «Правилами продажи отдельных видов товаров». Если продавец не выполнит этого вашего законного требования, тогда вы направляете соответствующее заявление в территориальный орган Роспотребнадзора с просьбой принять к продавцу меры административного воздействия. При этом следует иметь в виду, что если надзорный орган при проверке выявит, что продавец и товары отбивает не по той цене, что указана на ценнике, и нарушает нормативные требования к ведению «Книги отзывов и предложений», то это означает, что продавцом было допущено уже не одно, а два административных правонарушения, за каждое из которых на него, а также одновременно и на соответствующих должностных лиц продавца будут наложены административные штрафы.
  2. Вы можете направить вашу информацию о фактах нарушения продавцом ваших прав потребителей в СРОО «Комитет общественного контроля», который со своей стороны дополнительно принимает меры, необходимые и достаточные для того, чтобы данный продавец привел свою деятельность в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации. Информацию в Комитет можно передать одновременно с подачей заявления в территориальный орган Роспотребнадзора. Методами государственного и общественного контроля навести порядок на потребительском рынке можно гораздо быстрее, чем по отдельности.