В соответствии со своим Уставом СРОО «Комитет общественного контроля» является органом общественного предупредительного контроля. В связи с этим там, где это возможно и целесообразно, Комитет предлагает изготовителям и продавцам наименее чреватый для них неблагоприятными последствиями вариант устранения нарушений прав потребителей и обязательных требований к продукции, выявленных Комитетом.
В ходе одного из рейдов общественного контроля Комитетом был выявлен факт реализации в г. Екатеринбурге молока сгущенного с сахаром, которое не соответствовало требованиям технического регламента по содержанию белка. Изготовитель продукта ‒ ЗАО «Алексеевский молочноконсервный комбинат» (Белгородская область). Материалы рейда были ранее опубликованы Комитетом в публичном отчете для всеобщего сведения.
Комитет направил указанному изготовителю официальное требование устранить выявленные нарушения, решив не применять сразу наиболее строгие меры гражданско-правовой ответственности, и не направляя заявлений в государственные надзорные органы для привлечения к административной ответственности. При этом Комитет исходил из предположения, что данное нарушение у данного изготовителя могло иметь непреднамеренный и разовый характер. Учитывалось также, что недобросовестные изготовители наиболее часто осуществляют фальсификацию молочных продуктов все-таки другим способом, а именно заменяя в них ценный в физиологическом отношении молочный жир на гораздо менее ценные (а зачастую и вредные) растительные масла.
Однако в ответ Комитет получил письмо за подписью руководителя предприятия, в котором Комитету сообщалось, что «руководство ЗАО «АМКК» ответственно заявляет, что все партии продукции проверяются сотрудниками производственной лаборатории».
Поскольку такой ответ расходился с полученными Комитетом протоколами лабораторных испытаний, то Комитетом было принято принципиальное решение инициировать применение к указанному изготовителю пищевой продукции мер административной ответственности, предусмотренных законодательством Российской Федерации. С этой целью соответствующие материалы и документы были направлены в Прокуратуру Белгородской области и в Управление Роспотребнадзора по Белгородской области.
Из территориального органа Роспотребнадзора в адрес Комитета поступил ответ о том, что ЗАО «Алекссевский молочноконсервный комбинат» было привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ в виде административного штрафа 150 тыс. рублей.
Комитет считает нужным специально отметить четкую правовую позицию указанного административного органа, который согласился с Комитетом, который просил в своем заявлении привлечь ЗАО «Алексеевский молочноконсервный комбинат» именно по ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ, поскольку любой фальсифицированный пищевой продукт всегда создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан. С этой точки зрения указанный изготовитель получил меру наказания, адекватную той степени общественной опасности, которую представляют его действия.
Поскольку, по мнению Комитета, руководство ЗАО «Алексеевский молочноконсервный комбинат» проявило неискренность во взаимоотношениях с Комитетом, то в настоящее время Комитет рассматривает вопрос о применении к этому изготовителю мер общественного контроля в усиленном режиме. Кроме того, рассматривается вопрос о привлечении указанного недобросовестного изготовителя также и к гражданско-правовой ответственности путем подачи Комитетом иска в суд общей юрисдикции в защиту прав и законных интересов неопределенного круга потребителей.
При указанном варианте взаимодействия с Комитетом для каждого из таких участников рынка наступают наиболее неблагоприятные экономические и правовые последствия. Во-первых, каждое новое нарушение обязательных требований к продукции влечет за собой наложение очередного административного штрафа, а размеры таких штрафов будут постоянно увеличиваться с учетом отягчающих обстоятельств. В конечном итоге к каждому недобросовестному изготовителю фальсифицированного пищевого продукта может быть применена штрафная санкция по ч. 3 ст. 14.43 КоАП РФ, которой предусмотрена приостановка деятельности пищевого предприятия на срок до 90 суток.
Во-вторых, следует учитывать еще одно важное обстоятельство. Принятие судом общей юрисдикции по заявлению Комитета решения о прекращении изготовителем фальсифицированного пищевого продукта своей противоправной деятельности имеет еще одно серьезное последствие. Так, если общественным контролем будут выявляться новые аналогичные правонарушения, совершаемые этим пищевым предприятием, то для руководителя предприятия наступает уже уголовная ответственность по ст. 315 УК РФ.
Всем недобросовестным изготовителям, которые пока не понимают в полной мере целей профилактики нарушений прав потребителей, следует иметь в виду именно этот конечный итог осуществления своей противоправной деятельности.