Изготовитель сливочного масла ООО «РАСМАС» (ИНН 6664064549, ОГРН 1036605190270, юридический адрес: 620097, г. Екатеринбург, ул. Грибоедова, 6Б) поставлял фальсифицированный продукт в Государственное казённое образовательное учреждение Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Екатеринбургский специальный (коррекционный) детский дом для детей с ограниченными возможностями здоровья № 7». Фальсификация заключалась в противоправной замене молочного жира жирами немолочного происхождения.
Факт поставки фальсификата в детский дом был установлен в ходе плановой выездной проверки. Проверка была проведена Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в Ленинском, Верх-Исетском, Октябрьском и Кировском районах г. Екатеринбурга. По итогам проверки и лабораторных испытаний отобранных проб продукции ООО «РАСМАС» было привлечено к административной ответственности.
Арбитражный суд Свердловской области своим решением от 9 сентября 2015 г. по делу № А60-36410/2015 оставил постановление административного органа без изменений, а заявление ООО «РАСМАС» об оспаривании этого постановления ‒ без удовлетворения, признав приведенные доводы заявителя несостоятельными.
Из текста судебного акта можно сделать обоснованный вывод о том, что ООО «РАСМАС», которое поставляло фальсифицированное сливочного масло, является не изготовителем пищевого продукта, а упаковщиком. Изготовителем же этого масла является ООО «ТПК Маслодел».
Общество с ограниченной ответственностью «ООО «ТПК Маслодел» ранее неоднократно уличалось в изготовлении и реализации фальсифицированного сливочного масла, что нашло свое отражение в целом ряде судебных актов.
Правовая позиция Комитета общественного контроля
ООО «РАСМАС» было привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ, которой предусмотрен административный штраф на юридических лиц от 100 до 300 тыс. рублей. Однако у административного органа, по мнению Комитета общественного контроля, имелись достаточные основания для привлечения данного хозяйствующего субъекта к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ, которой предусмотрен размер штрафных санкций от 300 до 600 тыс. рублей.
Фальсифицированный пищевой продукт в соответствии с Федеральным законом «О качестве и безопасности пищевых продуктов» признается некачественным и опасным, не может находиться в обороте и подлежит утилизации или уничтожению. Такой опасный пищевой продукт представляет собой угрозу жизни и здоровью потребителей.
По мнению Комитета общественного контроля, к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ следовало в данном случае привлекать не только поставщика фальсифицированного сливочного масла, но и его изготовителя ООО «ТПК «Маслодел», если, например, на документах, которыми обеспечивается прослеживаемость продукции, данный хозяйствующий субъект был указан в качестве изготовителя продукта. Каждый участник торгового оборота должен нести ответственность за изготовление и реализацию (поставку) пищевых продуктов, не соответствующих требованиям к их качеству и безопасности.
Более подробно данная правовая позиция Комитета изложена им в аналитических материалах «Контроль качества и безопасности пищевых продуктов: вопросы обеспечения единообразного толкования и применения норм права». В других аналитических материалах «Повторное совершение однородных административных правонарушений: актуальные вопросы правоприменительной практики» показано, что в каждом случае привлечения того или иного виновного лица к административной ответственности следует учитывать, совершено ли им данное однородное административное правонарушение повторно. В этом случае учитываются соответствующие отягчающие обстоятельства, а размер административного штрафа увеличивается.