СВЕРДЛОВСКАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КОМИТЕТ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ

ЗАКОН И ПРАВО » Dura lex, sed lex

Dura lex, sed lex – Закон суров, но это закон (лат.)

Федеральным законом «О защите прав потребителей» в статье 12 установлена ответственность изготовителя (исполнителя, продавца) за ненадлежащую информацию о товаре (работе, услуге). При этом закон исходит из того принципиально важного обстоятельства, что у потребителя отсутствуют специальные познания о свойствах и характеристиках товара (работы, услуги), т.е. что потребитель признается слабой стороной договора, что требует усиленной его защиты государством. Поэтому, например, потребители и иные истцы по искам, связанным с нарушением прав потребителей, освобождены от уплаты государственной пошлины.

Сильной стороной публичного договора купли-продажи признается изготовитель (исполнитель, продавец), к которому закон предъявляет детализированные и жесткие требования, невыполнение которых влечет гражданско-правовую и административную ответственность. 

Обязанности производителей (исполнителей, продавцов) регулируются целым рядом федеральных законов и иных нормативных правовых актов, к которым относятся Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О защите прав потребителей», различные Правила торговли и оказания услуг, Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы и т.д. Свод этих законодательных и иных нормативных правовых актов включает большое количество нормативных документов. Обязанность производителя (исполнителя, продавца) – знать требования этих документов и неукоснительно их выполнять.

Обязательные требования к продукции, а также к процессам ее производства, транспортировки, хранения и реализации установлены техническими регламентами Таможенного союза и Российской Федерации. Технические регламенты принимаются в целях защиты жизни или здоровья граждан, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей.

Законодательством Российской Федерации о техническом регулировании установлены минимально необходимые требования безопасности к продукции. Это означает, что если не соответствующая обязательным требованиям продукция введена в оборот (например, реализуется в сфере розничной торговли или поставляется по государственным или муниципальным контрактам конечным получателям), то тем самым производитель (исполнитель, продавец) создает угрозу жизни и здоровью потребителей (получателей).

Нарушение требований технических регламентов по любому из установленных показателей безопасности, например, для пищевых продуктов (микробиологических, органолептических, радиационных, физико-химических) влечет за собой административную ответственность по статье 14.43 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации. Размер штрафных санкций составляет до 1 млн. рублей за каждое отдельное (самостоятельное) административное правонарушение или приостановку деятельности производителя (исполнителя, продавца) на срок до 90 суток.

Для того, чтобы выпускаемые и реализуемые пищевые продукты соответствовала нормативным требованиям, каждый производитель (поставщик) и каждый продавец обязан разработать и выполнять программу производственного контроля. Соответствующие требования законодательства к продавцам приведены здесь.

Что касается производителей пищевых продуктов, то в отношении них законодательство Российской Федерации регулирует сегодня все процессы производства, организации производственных помещений, использования технологического оборудования, хранения, перевозки и многое другое. Законодательство сегодня обязывает каждое предприятие пищевой промышленности соответствовать мировому уровню по вопросам обеспечения безопасности, для чего каждый производитель обязан выпускать свою продукцию, соблюдая принципы ХАССП (анализ опасностей и критические контрольные точки).

Сегодня каждый участник производственно-торговой цепи движения пищевых продуктов до конечного потребителя (производители, поставщики, продавцы) обязан обеспечивать прослеживаемость продукции. Отсутствие у продавца (поставщика) соответствующей товарно-сопроводительной документации или указание в ней недостоверных сведений влечет за собой уже не только административную, но и уголовную ответственность. Федеральным законом от 31 декабря 2014 года N 530-ФЗ понижен порог привлечения к уголовной ответственности за производство или продажу контрафактных продовольственных товаров.


 

 

За неуплату административного штрафа суд обязал правонарушителя заплатить дополнительно 5 млн. рублей
9 Июня 2015
Ответственность за неуплату штрафа в срок предусматривает наказание в виде административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа. В связи с этим по решению суда хозяйствующий субъект в дополнение к штрафу антимонопольной службы обязан заплатить еще один штраф в размере почти 5 млн. рублей.