СВЕРДЛОВСКАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КОМИТЕТ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ

КОНТРОЛЬ » Режимы общественного контроля в сфере защиты прав потребителей

Общественный контроль проводится Комитетом в двух основных режимах: предупредительный и усиленный. 


 

Режим предупредительного общественного контроля

Поводом для проведения мероприятий предупредительного общественного контроля могут быть жалобы потребителей, поступившие в Комитет общественного контроля в отношении данного изготовителя, поставщика, исполнителя, продавца, результаты самостоятельно проводимого Комитетом общественного мониторинга, другие сведения о нарушениях прав потребителей. 

В режиме предупредительного контроля Комитет выполняет свои уставные функции органа общественного предупредительного контроля. Предупредительный контроль проводится в форме общественной проверки. Каждое отдельное мероприятие или совокупность мероприятий предупредительного общественного контроля в форме проверки может предваряться, дополняться или завершаться проведением мероприятий общественного мониторинга.

При проведении проверки в режиме предупредительного контроля любое заинтересованное подконтрольное лицо получает возможность привести свою деятельность в соответствие с требованиями законодательства без обязательного применения к нему пресекательных мер.

Так, если подконтрольное лицо очевидным для Комитета образом по итогам общественного мониторинга или общественной проверки оперативно принимает исчерпывающие меры для устранения выявленных правонарушений, принимает все другие необходимые меры для обеспечения прав потребителей, осуществляет производственный контроль и стремится к тому, чтобы повысить его эффективность, то Комитет в отношении такого подконтрольного лица вправе ограничиться требованиями об устранении выявленных в ходе проверки правонарушений, а также проверкой выполнения подконтрольным лицом этих требований.

Для любого подконтрольного лица режим предупредительного контроля является наиболее благоприятным, поскольку он является наименее конфликтным и не связан с экономическими, репутационными и иными потерями, которые подконтрольное лицо в иных случаях несет в связи с применением к нему мер гражданско-правовой и административной ответственности.

Более того, режим предупредительного общественного контроля дает возможность подконтрольному лицу снизить риски производства и реализации товаров, не соответствующих обязательным требованиям, оптимальным образом отладить свою систему производственного контроля, снизив свои производственные издержки на осуществление производственного контроля. В известном смысле здесь можно говорить о некотором подобии и аналогии с понятием «Жалоба как подарок», когда потребитель выявляет недостатки в работе торговой организации и заявляет об этом, делая запись в Книге отзывов и предложений. 

В режиме предупредительного контроля Комитет вправе ограничиться предъявлением подконтрольному лицу официальных (письменных) требований устранить выявленные нарушения прав потребителей и обеспечить предотвращение в последующем новых нарушений по тем же или аналогичным обстоятельствам.

Взаимодействие подконтрольного лица с Комитетом в указанном формате осуществляется на основе принципа взаимной заинтересованности в наведении порядка на потребительском рынке. Совместная работа осуществляется в рамках функционирования Единой системы защиты прав потребителей в Свердловской области и в рамках Единой системы контроля качества и безопасности пищевых продуктов в Свердловской области.

Взаимодействие с Комитетом в режиме предупредительного контроля каждое подконтрольное лицо осуществляет в добровольном порядке и исключительно по своей собственной инициативе, для чего оно может официально обратиться в Комитет с соответствующим письмом за подписью руководителя. Такое взаимодействие осуществляется с учетом ряда обязательных условий (Правил), которые Комитет предъявляет ко всем заинтересованным подконтрольным лицам:

  1. Подконтрольное лицо принимает деятельное и непосредственное участие в проведении мероприятий общественного контроля, беспрепятственно предоставляет Комитету по его запросу документы (выполняет действия), обязанность представления (выполнения) которых по требованию потребителя установлена законом.
  2. Подконтрольное лицо принимает участие в совместном отборе проб (образцов) товаров, которые Комитет по своему усмотрению выбирает в качестве предмета проверки для проведения их лабораторных испытаний и иных исследований, а также принимает участие в совместном документировании совершаемых Комитетом соответствующих процессуальных действий, включая подписание протоколов выявленных правонарушений прав потребителей, протоколов отбора проб, актов проверок.
  3. Выявленные Комитетом нарушения прав потребителей, указанные в актах проверок, подконтрольное лицо по официальному (письменному) требованию Комитета устраняет в добровольном порядке в установленные законодательством Российской Федерации сроки, а также принимает необходимые меры для предотвращения в последующем новых нарушений по тем же или аналогичным обстоятельствам.
  4. Подконтрольное лицо официально (письменно) извещает Комитет об устранении выявленных нарушений прав потребителей и принятии мер, необходимых и достаточных для предотвращения новых нарушений по тем же или аналогичным обстоятельствам.
  5. Комитет оставляет за собой право на проведение повторных контрольных мероприятий с целью получения подтверждений, что выявленные нарушения подконтрольным лицом были действительно устранены, и приняты все необходимые предупредительные меры для предотвращения новых нарушений по тем же или аналогичным обстоятельствам;
  6. В случаях, когда полученные Комитетом юридически значимые факты в виде заключений независимой экспертизы и протоколов лабораторных испытаний в независимых аккредитованных лабораториях безусловным образом свидетельствуют о наличии нарушения подконтрольным лицом прав потребителей, подконтрольное лицо добровольно в досудебном порядке возмещает Комитету затраты на проведение экспертизы и лабораторных испытаний.
  7. Действует принцип недопустимости взаимодействия подконтрольного лица с Комитетом в режиме предупредительного контроля, если данное подконтрольное лицо внесено Комитетом в «Черный список».  

 

Режим усиленного общественного контроля

Если действия конкретного подконтрольного лица создают угрозу жизни и здоровью потребителей, совершаются с отягчающими обстоятельствами, а также если данное подконтрольное лицо явным образом не выполняет своих обязанностей по осуществлению производственного контроля и тем более, если имеются основания судить о злонамеренных и неоднократных противоправных действиях, то к такому подконтрольному лицу применяются пресекательные меры гражданско-правового и административного характера. Для этого Комитет применяет в отношении подконтрольного лица режим усиленного (особого) общественного контроля.

К отягчающим обстоятельствам относится препятствование подконтрольным лицом и его должностными лицами осуществлению Комитетом мероприятий общественного мониторинга и контроля, отказ от выполнения законных требований Комитета об устранении правонарушений, допущенных подконтрольным лицом, или оставление указанных законных требований Комитета без внимания и без официального ответа.

Отягчающим обстоятельством является невыполнение требований Комитета об устранении изготовителем (поставщиком) нарушений требований законодательства, выявленных Комитетом в ходе общественного мониторинга, о которых Комитет официально (письменно) извещает изготовителя (поставщика) в Предупреждении, направляемом по юридическому адресу изготовителя (поставщика). 

К отягчающим обстоятельствам относится также отказ от предоставления сведений и документов (выполнения действий), обязанность представления (выполнения) которых по требованию потребителя установлена законом, или оставление законных требований Комитета по предоставлению таких документов (выполнению действий) без внимания и официального ответа.

При наличии указанных отягчающих обстоятельств Комитет в рамках своих полномочий, установленных законом и предусмотренных Уставом, осуществляет в отношении подконтрольного лица единый комплекс мероприятий по принуждению к выполнению требований законодательства Российской Федерации, привлекает его к гражданской ответственности и инициирует привлечение к административной ответственности.

В усиленном режиме мониторинг и/или проверки осуществляются Комитетом с любой требуемой периодичностью, в любом требуемом объеме контрольных мероприятий и в течение любого требуемого периода времени, а целью контроля является выявление как длящихся правонарушений, так и каждого вновь допускаемого подконтрольным лицом отдельного (самостоятельного) нарушения прав потребителей.

По итогам мероприятий общественного контроля Комитет предъявляет иски в суды общей юрисдикции о защите неопределенного круга потребителей (отдельных потребителей, групп потребителей), подает заявления в административные и правоохранительные органы для привлечения подконтрольного лица к административной и иной ответственности, включая приостановку деятельности подконтрольного лица на срок до 90 суток, когда для этого есть соответствующие правовые основания.

Указанные выше и иные меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации и Уставом Комитета, применяются к подконтрольному лицу до тех пор, пока для этого лица его противоправная деятельность не станет категорически невыгодной по экономическим основаниям.  

С этой точки зрения следует говорить о принуждении подконтрольных лиц к соблюдению требований законодательства Российской Федерации. Указанное принуждение осуществляется в наиболее жестком формате – через решения судов общей юрисдикции, наложение значительных административных штрафов административными органами по заявлениям Комитета, приостановку деятельности  правонарушителя на срок до 90 суток.

 

←   Вернуться