СВЕРДЛОВСКАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КОМИТЕТ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ

КОНТРОЛЬ » Общественный мониторинг в сфере защиты прав потребителей

Общественный мониторинг в сфере защиты прав потребителей – осуществляемое общественной организацией по защите прав потребителей постоянное (систематическое) или временное наблюдение за деятельностью юридических лиц, их руководителей и иных должностных лиц, индивидуальных предпринимателей, их уполномоченных представителей в части выполнения ими требований законодательства о защите прав потребителей.

Целью мониторинга является оценка состояния потребительского рынка и сферы закупок, выявление наиболее недобросовестных изготовителей (исполнителей) и продавцов, систематически допускающих нарушение обязательных требований к качеству и безопасности продукции, допускающих изготовление и реализацию фальсифицированной продукции, для последующего применения к ним пресекательных мер на основе юридически значимых фактов, получение которых Комитетом осуществляется в ходе последующих общественных проверок.  

В рамках общественного мониторинга Комитет реализует, прежде всего, свою уставную функцию органа общественного предупредительного контроля. С этой точки зрения общественный мониторинг представляет собой основной элемент системы общественного контроля. 

В соответствии со ст. 15 Федерального закона «Об общественных объединениях» общественные объединения свободны в определении форм и методов своей деятельности. В связи с этим мероприятия общественного мониторинга могут проводиться Комитетом в любом порядке, наиболее предпочтительном, по мнению Комитета, с точки зрения обеспечения общественной безопасности и достижения наибольшей эффективности общественного контроля. В том числе мероприятия общественного мониторинга могут предшествовать проведению мероприятий общественного контроля в форме проверок, чередоваться или проводиться одновременно с проведением общественных проверок.

Общественный мониторинг может проводиться как с уведомлением, так и без уведомления подконтрольных лиц. Законом не установлено требований к порядку осуществления общественного контроля, в том числе мониторинга.  Данный вопрос находится полностью в компетенции общественного объединения потребителей.  

Комитет может осуществлять общественный мониторинг не только собственными силами, но и с привлечением неограниченного числа общественных контролеров. По сути, общественный мониторинг представляет собой одну из форм гражданского контроля, который каждодневно и без каких-либо ограничений осуществляют все граждане (потребители,покупатели, приобретатели) в отношении другой стороны публичного догокора, которой является изготовитель (лицо, осуществляющее функции иностранного изготовителя), исполнитель, продавец, импортер, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель. Никакие ограничения прав потребителя или общественного объединения потребителей невозможны, поскольку будут вступать в противоречие с конституционными нормами и другими правовыми нормами, установленными федеральными законами и нормативными правовыми актами. 

Из диспозиции правовой нормы, установленной статьей 45 Федерального закона «О защите прав потребителей», следует, что общественное объединение потребителей (общественная организация) в полной мере обладает теми же правами, что и отдельный потребитель. В том числе имеет право выступать стороной публичного договора, заключенного продавцом со всеми покупателями, рассматривать оферту продавца, иметь намерение приобрести товар, знакомиться с товаром, получать от продавца информацию (о продавце, о товаре, об изготовителе), запрашивать у продавца документы, обязанность представления которых по требованию потребителя установлена законом, приобретать товар. Закон не устанавливает обязанности потребителя или общественного объединения потребителей при совершении ими указанных действий уведомлять продавца о намерении реализовать свои права, предусмотренные законом.

Отбор проб (образцов товаров) в ходе мероприятий общественного мониторинга для последующего их исследования и экспертизы осуществляется Комитетом в порядке акцепта оферты продавца. Комитет вправе осуществлять данное действие без уведомления продавца о проведении мероприятия общественного мониторинга (о факте осуществления акцепта оферты).

Общественный мониторинг может проводиться в любых формах, в том числе путем применения метода «тайный покупатель», дистанционным способом, методами опроса потребителей, исследованием данных информационных источников и баз данных и др. При этом проводится анализ и прогнозирование состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.

При осуществлении мониторинга потребительского рынка по товарным группам и категориям пищевых продуктов и непродовольственных товаров Комитет общественного контроля осуществляет отбор проб (в форме приобретения товаров в рамках действия публичного договора продавца с потребителями), проводит их общественную (независимую) экспертизу, в том числе, при необходимости, путем лабораторных испытаний образцов товаров в независимых аккредитованных испытательных лабораториях.

При проведении мероприятий общественного мониторинга Комитет широко использует методы товароведческой экспертизы, различные тест-системы и средства инструментального экспресс-контроля для выявления фальсификата. Применяется также контроль качества и безопасности продукции по широкому перечню нормируемых показателей, когда исследования проводят в аттестованной лаборатории (лабораториях). 

Такой подход к организации контроля и проведению инструментальных исследований продукции обеспечивает оперативность, экономичность и территориальную обширность работ по выявлению фактов несоответствия продукции обязательным требованиям, в том числе по показателям фальсификации, дает возможность для осуществления мониторинга по выбранным группам товаров практически в режиме сканирования по всей территории Свердловской области. За счет этого может быть выявлено каждое отдельное правонарушение, допускаемое тем или иным изготовителем продукции или продавцом, в отношении которого осуществляется режим усиленного общественного контроля. 

В случае если в ходе мониторинга выявляются факты нарушения прав потребителей, то в адрес правонарушителей (изготовителей, продавцов) Комитет может выдавать официальное (письменное) Предупреждение, содержащее требования об устранении нарушений требований законодательства.

В адрес продавцов Комитет также может направить официальное требование о представлении сведений и документов, которые каждый продавец в соответствии с законом обязан предоставить потребителю (общественному объединению потребителей) по его требованию. Непредставление продавцом законно истребованных Комитетом сведений и документов расценивается как отягчающее обстоятельство и ведет к применению по отношению к этому продавцу общественного контроля в форме общественной проверки и последующему принятию всего комплекса пресекательных и иных мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В случае если хозяйствующий субъект (изготовитель, продавец) не устраняет выявленные в ходе общественного мониторинга правонарушения, Комитет в отношении него переходит к осуществлению общественного контроля в форме общественной проверки, в том числе в режиме усиленного общественного контроля.

В целях наиболее эффективной реализации задач предупредительного общественного контроля Комитет практикует проведение для заинтересованных добросовестных продавцов, искренне стремящихся к выполнению требований законодательства Российской Федерации и повышению эффективности своего производственного контроля, выездные демонстрационные мероприятия общественного мониторинга, в ходе которых совместно с представителями продавца и с их активным участием осуществляется товароведческая экспертиза, поясняются юридические и методические вопросы осуществления производственного контроля. В том числе осуществляется оценка соблюдения требований технических регламентов к упаковке и маркировке товаров, выявление фальсифицированных товаров с помощью методов и приборов экспресс-анализа. Продавцу разъясняются и демонстрируются наиболее эффективные и одновременно наиболее экономичные подходы к организации и проведению им производственного мониторинга, который он обязан осуществлять по закону.

Проведение демонстрационных мероприятий общественного мониторинга осуществляется Комитетом по письменному приглашению заинтересованного продавца. До конца 2015 года все демонстрационные мероприятия общественного мониторинга проводятся для продавцов бесплатно.  

 

←   Вернуться