СВЕРДЛОВСКАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КОМИТЕТ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ

КОНТРОЛЬ » Контроль продавцов » Обязанности продавца

Продавцы обязаны осуществлять производственный контроль

При рассмотрении дел о привлечении продавцов к административной ответственности за реализацию фальсифицированных пищевых продуктов они зачастую пытаются доказать свою невиновность доводами о том, что не являются производителями продуктов, а получают продукты на реализацию с сертификатами от производителей и с другими документами, подтверждающими качество и безопасность. И поэтому якобы не могут знать о том, что продукт является фальсифицированным, и не несут за это ответственности.

Подобные доводы судами и административными органами обоснованно отклоняются как несостоятельные, и штрафные санкции применяют не только к производителю фальсифицированного пищевого продукта, но одновременно и к продавцу. Потому что по требованиям законодательства не только производитель, но и каждый продавец обязан контролировать качество пищевых продуктов. И никто его от этой обязанности не освобождал.

Наоборот, Законом РФ «О защите прав потребителей» установлено (ч. 5 ст. 4), что, если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям. Это означает, что продавец обязан до начала реализации товара получить достаточные подтверждения и уверенность в том, что товар полностью соответствует требованиям законодательства и заявленным показателям качества и безопасности. В том числе не является, например, фальсифицированным.

В связи с этим каждый продавец обязан, в том числе, разработать и выполнять программу производственного контроля. Такой контроль осуществляется продавцом за счет своих средств. Подтверждение соответствия пищевых продуктов требованиям технических регламентов осуществляется самостоятельно или путем проведения лабораторных испытаний в аккредитованных испытательных лабораториях.  

Обязанности продавцов осуществлять производственный контроль прямо установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, к числу которых относятся:

  • Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (статья 22);
  • Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (статья 11, часть 1 и часть 2 статьи 32);
  • ТР ТС 021/2011 Технический регламент Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (статьи 5 и 6);
  • СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов» (подпункт 7.1, подпункт 8.1);
  • СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий» (пункты 2.3 и 2.4);
  • СанПиН 2.3.2.1078-01 «Гигиенические требования к безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов» (п. 2.23);
  • Правила продажи отдельных видов товаров, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.2008 № 55 (п. 17).

Федеральным законом «О качестве и безопасности пищевых продуктов» в статье 4 указано, что качество и безопасность пищевых продуктов обеспечиваются посредством:

проведения гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями, и юридическими лицами, осуществляющими деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, материалов и изделий, организационных, агрохимических, ветеринарных, технологических, инженерно-технических, санитарно-противоэпидемических и фитосанитарных мероприятий по выполнению требований нормативных документов к пищевым продуктам, материалам и изделиям, условиям их изготовления, хранения, перевозок и реализации;

проведения производственного контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов, материалов и изделий, условиями их изготовления, хранения, перевозок и реализации, внедрением систем управления качеством пищевых продуктов, материалов и изделий (системы качества);

применения мер по пресечению нарушений настоящего Федерального закона, в том числе требований нормативных документов, а также мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности к лицам, виновным в совершении указанных нарушений.

Здесь следует подчеркнуть, что законом установлены требования по принятию продавцом не только необходимых мер в отношении условий реализации пищевых продуктов (условий хранения, сроков годности), но и требований к самой продукции, что также показывает несостоятельность доводов продавцов, уличенных в реализации фальсификата, о том, что они не должны нести ответственности в подобных случаях. Следует также отметить, что обеспечение качества и безопасности реализуемых пищевых продуктов достигается продавцом не только за счет осуществления производственного контроля, но и за счет других мер, право на конкретизацию перечня которых закон предоставляет самому продавцу.  

Гражданским кодексом Российской Федерации установлено (ч. 3 ст. 474), что, если обязательными требованиями, установленными в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, предусмотрена обязанность продавца проверить качество товара, передаваемого покупателю (испытание, анализ, осмотр и т.п.), продавец должен предоставить покупателю доказательства осуществления проверки качества товара. Из этого непосредственно следует, что продавец обязан, в том числе, предоставить покупателю по его требованию доказательства осуществления производственного контроля.

Техническим регламентом Таможенного союза ТС ТР 021/2011 установлены требования (ст. 10) по обеспечению безопасности пищевой продукции в процессе ее производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортировки), реализации. В части 1 статьи 10 ТС ТР 021/2011 указано, что изготовители, продавцы и лица, выполняющие функции иностранных изготовителей пищевой продукции, обязаны осуществлять процессы ее производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования) и реализации таким образом, чтобы такая продукция соответствовала требованиям, установленным к ней настоящим техническим регламентом и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.

Из диспозиции этой правовой нормы, имеющей общеобязательный характер следует, что не только изготовитель, но и продавец обязан принять все зависящие от него и необходимые меры, чтобы передаваемый им покупателю товар соответствовал требованиям технических регламентов. Никаких преференций или послаблений для продавца здесь закон не делает. Субъектом правонарушения и лицом, привлекаемым к ответственности, может быть как изготовитель, так и продавец товара. 

Одновременно следует отметить, что в данном техническом регламенте ТС ТР 021/2011 меры, которые продавец обязан принять, не конкретизируются, а их перечень является открытым. Это объяснимо и рационально, поскольку законодатель принципиально не ограничивает свободу действий в рамках выполнения хозяйствующими субъектами общего правового предписания. А только указывает продавцам, что они обязаны осуществлять процесс реализации таким образом, чтобы реализуемая продукция соответствовала требованиям технических регламентов (каким именно образом ‒ это решает сам продавец, неся за это свою ответственность).

Поскольку перечень мер законодатель принципиально оставляет открытым, к их числу могут относиться, например, меры, которые продавец осуществляет в рамках своей системы риск-менеджмента. Имеется, например, в виду, что вместо усиления производственного контроля в отношении продукции поставщика, который был ранее государственными или общественными контрольными органами, а также самим продавцом замечен в изготовлении фальсификата, продавец может просто исключить его из списка своих поставщиков (с соблюдением требований законодательства о регулировании торговой деятельности). И за счет этого, с одной стороны, существенно снизить вероятность поступления на реализацию фальсифицированной продукции. А с другой, снизить свои затраты на осуществление производственного контроля, не говоря уже о других неоправданных издержках (административные штрафы на торгующую организацию и на ее должностных лиц, нанесение ущерба деловой репутации продавца, угроза приостановки деятельности продавца по решению суда и т.п.).

Указанные выше правовые нормы в их взаимосвязи и совокупности показывают, что каждый продавец наравне с изготовителем несет всю полноту ответственности за правонарушения, связанные с реализацией пищевых продуктов, не соответствующих нормативным требованиям (просроченных, фальсифицированных и т.п.). В случае если при государственном или общественном контроле будут выявлены факты реализации таких продуктов, для продавца наступает административная ответственность, предусмотренная частями 1, 2 и 3 статьи 14.43 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ).

Вина продавца заключается в том, что он, имея возможности для соблюдения требований технических регламентов и иных нормативных актов по принятию мер, обеспечивающих соответствие пищевого продукта требованиям технических регламентов, не принял всех зависящих от него мер по соблюдению указанных требований, норм и правил. В том числе не выполнил нормативные требования по осуществлению производственного контроля (испытание, анализ, осмотр и т.п.).

В тех случаях, когда нарушение продавцом требований технических регламентов связано с угрозой жизни и здоровью потребителей, КоАП РФ предусмотрены административные штрафы до 1 млн. рублей за каждое отдельное (самостоятельное) административное правонарушение (в том числе однородное) или приостановка деятельности на срок до 90 суток.

 

Специальное примечание от Комитета общественного контроля

По имеющимся многочисленным данным государственного и общественного контроля, весьма распространенным нарушением, которое допускают сегодня многие продавцы (в том числе известные ритейлеры), является нарушение нормативных требований к маркировке товаров. В том числе к маркировке пищевых продуктов, хотя в настоящее время действует специальный Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 022/2011«Пищевая продукция в части ее маркировки».

Следует отметить, что проверка продавцом правильности маркировки товаров не требует проведения затратных лабораторных испытаний как, например, при оценке качества и безопасности продукции. Поэтому массовый характер нарушений прав потребителей, связанных с неправильной маркировкой продукции, свидетельствует о том, что производственный контроль многими продавцами зачастую не ведется даже по таким очевидным и достаточно простым вопросам! Это может расцениваться, по мнению Комитета, как явное пренебрежение продавцами требований законодательства Российской Федерации! 

 

←   Вернуться