СВЕРДЛОВСКАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КОМИТЕТ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ

Комитет » Стратегия и План действий

СТРАТЕГИЯ И ПЛАН ДЕЙСТВИЙ

Отличительная черта контрольных действий Комитета – их персональная направленность, а также непрерывность контроля и безусловное достижение результатов. Комитет осуществляет концентрацию мероприятий общественного контроля в отношении тех предпринимателей, которые допускают наиболее грубые и/или неоднократные нарушения прав потребителей и обязательных требований к товарам (работам, услугам).

Общественный контроль ведется в отношении конкретных недобросовестных изготовителей (исполнителей) товаров (работ, услуг), а также продавцов, которые включены Комитетом в список подконтрольных субъектов. В отношении них общественный контроль (в форме мониторинга, проверок, экспертизы и в других формах) ведется последовательно и настойчиво, до получения конечного результата, а именно до приведения ими своей деятельности в полное соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации.

Для достижения указанной цели организации и лица, допускающие нарушение обязательных требований, привлекаются Комитетом к гражданско-правовой ответственности. В отношении них Комитет также инициирует применение всех тех мер административной ответственности, а в соответствующих случаях и уголовной ответственности, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации. Широко применяются также меры публичного воздействия на правонарушителей, когда информация о допущенных ими правонарушениях, а также о принятых Комитетом пресекательных мерах распространяется в СМИ и в Интернете, доводится до сведения общественности, государственных и муниципальных заказчиков.

Комитет осуществляет судебную защиту прав потребителей (групп потребителей, неопределенного круга потребителей).

Достаточным поводом для того, чтобы начать процедуру общественного контроля в отношении того или иного производителя (поставщика, исполнителя) или продавца может стать жалоба потребителей или иная информация о грубом нарушении прав потребителей (приобретателей, получателей), когда требуется принятие адекватных мер пресечения противоправной деятельности.

Для получения информации о противоправной деятельности хозяйствующих субъектов и иных участников потребительских правоотношений, а также правоотношений в сфере закупок, Комитет самостоятельно осуществляет общественный мониторинг потребительского рынка (в том числе в режиме «тайный покупатель») и сферы закупок для государственных и муниципальных нужд, использует информацию из единого государственного информационного ресурса и соответствующих государственных баз данных по учету и анализу результатов контрольно-надзорных мероприятий, проводимых в рамках государственного и муниципального контроля (надзора), применяет методы дистанционного наблюдения и др.

При проведении Комитетом мероприятий общественного мониторинга, в целях повышения оперативности и эффективности выявления правонарушений, широко используются методы, тест-системы и средства инструментального экспресс-контроля, методы товароведческой экспертизы, другие методы информатизации контрольной деятельности. Там, где это необходимо, применяются также методы риск-ориентированного общественного контроля, концептуально близкие к той модели риск-ориентированного осуществления контрольно-надзорной деятельности, на которую в настоящее время ориентирована система государственного контроля (надзора).

Указанное информационное и коммуникационное обеспечение контрольной деятельности Комитета обеспечивает максимальную эффективность и результативность общественного контроля (близкую к 100%), когда в ходе каждой проверки каждого подконтрольного субъекта (объекта, предмета) целенаправленно выявляются нарушения обязательных требований.

В тех случаях, когда хозяйствующий субъект признает выявленные Комитетом факты отклонений от нормативных требований и обеспечивает по требованию Комитета приведение своей деятельности в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации, Комитет выполняет предусмотренные его Уставом функции органа общественного предупредительного контроля. Такой предупредительный контроль стимулирует добровольное соблюдение хозяйствующими субъектами обязательных требований, обеспечивает предупреждение правонарушений, способствует распространению наилучших практик общественного и производственного контроля. В этих случаях устранение приведение хозяйствующим субъектом своей деятельности в соответствие с требованиями законодательства осуществляется им на добровольной основе и в досудебном порядке. При этом Комитет не осуществляет действий по привлечению указанных хозяйствующих субъектов к гражданско-правовой и административной ответственности. Применяются альтернативные формы применения мер ответственности, в том числе предупреждения и консультации.

Одновременно в отношении тех подконтрольных субъектов, у которых выявлены высокие риски и/или грубые нарушения обязательных требований, связанные с угрозами нанесения вреда жизни или здоровью потребителей, или когда в отношении конкретного участника рынка сформировалась отрицательная история итогов проверок и негативная статистика общественно опасных правонарушений, Комитет применяет особый порядок проведения общественных проверок. Проверки в этих случаях могут проводиться с любой требуемой периодичностью, а пресекательные меры репрессивной направленности применяются в наиболее жестком формате. Принудительное приведение деятельности таких подконтрольных субъектов в рамки закона осуществляется демонстрационным образом и публично.

Общественный контроль осуществляется Комитетом в соответствии с выделенными приоритетами в тех сферах, где наблюдается наибольшая необходимость в общественном контроле. Одним из приоритетов является обеспечение качества и безопасности социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых осуществляется государственное регулирование цен.

Данная Стратегия реализуется в рамках соответствующего Плана действий, а конкретно – в виде социального проекта «Уральский контроль», состоящего в свою очередь из совокупности отдельных тематических проектов.  

Номинальный срок реализации каждого проекта или комплекса мероприятий (по назначенным для общественного контроля субъектам, объектам и предметам контроля) не превышает, как правило, один год. Это означает, что конечный результат в виде добровольного или принудительного приведения деятельности того или иного хозяйствующего субъектам в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации (что является целевым показателем) достигается в срок до одного года, а по возможности и раньше. При необходимости каждый отдельный тематический проект может быть продолжен, получить развитие и т.п., жестких рамок в реализации и развитии общественных проектов не устанавливается, если только это не установлено, например, по требованиям грантодателя. 

К списку тематических проектов и мероприятий в любое время могут быть добавлены и новые проекты (мероприятия), если заинтересованными партнерами Комитета будут внесены соответствующие предложения. Совместно с такими партнерами определяются требуемые показатели результативности новых проектов (например, снижение уровня фальсификации реализуемой продукции интересующего ассортимента и т.п.), а также показатели их эффективности.

Результаты работ Комитета по каждому тематическому проекту освещаются в СМИ и в Интернете. Сводные результаты и аналитические материалы, а также предложения Комитета по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики направляются в соответствующие федеральные и региональные государственные органы, в партнерские общественные и иные организации, в муниципальные органы власти Свердловской области.